Макаровская средняя школа
Слободской сельский Совет
Здание школы в деревне Макарово
В далеком 1929 году по просьбе населения в доме лесопромышленника Куракова и трактирщика Конева была открыта начальная школа. Работу в ней начала молодая учительница Покровская Людмила Александровна, она же и заведовала школой. Открытие одноклассной школы в 1929 году не фиксировалось официальными документами.
С 1931 года школа стала двухкомплектной, заведовала школой Данилова Зоя Ивановна, учителем работал Данилов Василий Иванович. Первое сентября 1931 года является датой основания Макаровской школы, что подтверждается справкой Государственного архива Ярославской области.
В 1933 году школа стала четырехкомплектной. Располагалась она в приспособленном помещении. Заведовала школой Романова Надежда Григорьевна. Она проработала на этой должности до 1957 года. В том же году стал решаться вопрос о строительстве нового здания, которое и было построено в 1939 году и сохранилось оно до 1961 года. Тогда же школа была реорганизована в семилетнюю.
На основании архивных данных (ОШ-1) в 1961- 62 учебном году в Макаровской школе обучалось 270 учеников. Из них:
1 класс-30 4 класс-32 7 класс-42.
2 класс-27 5 класс-55
3 класс-37 6класс-47
Школа работала в две смены, во вторую смену обучались 69 учеников. Для организации трудового обучения в школе имелись учебные мастерские. Кроме того, ученики занимались общественно-полезным производительным трудом. На учебно – опытном участке, площадью 0, 33 га были высажены 30 плодовых деревьев, около 100 ягодных кустов. В школьном саду и в населенных пунктах высажено около 300 деревьев. Кроме того школа имела производственный участок в колхозе площадью
Педагогический коллектив составлял 15 учителей и 1 воспитатель.
Случившийся в 1961 году пожар уничтожил школу полностью со всеми имеющимися документами. И уже через два года учащиеся сидели за новыми партами в новом типовом здании на 320 мест.
В 1966 году школа получила статус средней. Первый выпуск десятиклассников состоялся в 1968 году.
Дальнейшая работа школы, ее становление и реорганизация связаны с деятельностью Смирновой Полины Леонидовны, директора, замечательного педагога, отличного организатора, душой всего педагогического коллектива.
В этот период школа считалась одной из лучших в районе, не только потому, что имела новое здание, а тем, как был организован учебно-воспитательный процесс, каковы его результаты.
Из воспоминаний сына Полины Леонидовны Смирнова Александра Павловича.
Смирнова Полина Леонидовна
« Родилась Полина Леонидовна в селе Левашово Некрасовского р-на Ярославской области 26 декабря 1926 года.
В середине 30-х годов семья переехала в г. Данилов.
01.07.
15.08.45 г – 15.08.
Сентябрь
С 1950 по 1955 год училась заочно в Ярославском государственном педагогическом институте (ЯГПУ) им. К.Д. Ушинского, по окончании которого было присвоено звание учителя истории средней школы.
С сентября
В августе
Вместе с ней на педагогической работе трудился ее муж Смирнов Павел Павлович.
Родился он в деревне Киндерёво Ристовского с/с Даниловского района 23 декабря 1927 года, учился в Киндерёвской и Покровской школах Даниловского района.
В 1945 году окончил Даниловское педагогическое училище с присвоением квалификации "учитель начальных классов".
Сразу после его окончания работал в Киндерёвской семилетней школе. В декабре
С января
В октябре 1946 г. переведён в Ристовскую неполную среднюю школу.
Учился в Ярославском Учительском институте примерно в самом конце 40-х годов прошлого века.
С 1950 по
Апрель
В июле
В декабре 1963 года получила звание «отличник народного просвещения».
Награждена грамотами министерства просвещения. По итогам аттестации присвоено звание «учитель-методист».
Новое типовое здание школы было построено в 1963 году. Здание одноэтажное, кирпичное, отвечающее санитарным нормам того времени, с широкими светлыми классными комнатами, кабинетами, спортивным залом, учебными мастерскими. Отопление было водяное. Школьная котельная работала на угле. Впоследствии к школьному зданию был пристроен интернат.
Для трудового обучения имелись две школьные мастерские: по дереву и по металлу. Они были оборудованы необходимым инвентарем. Для девочек велись уроки домоводства, для этого были куплены 13 швейных машин. Оборудованы кабинеты: химии, физики, биологии и другие. Школьная библиотека насчитывала 1400 экземпляров для внеклассного чтения.
Работали кружки: технический, сельскохозяйственный и другие, в которых занимались 142 человека.
Из воспоминаний директора школы Пучкова Владимира Михайловича:
«В конце 60- х начале 70-х годов началась смена поколений учителей, большинство которых работает по настоящее время: в 68-м после окончания физико-химического факультета ЯГПИ пришла в школу Чистякова Людмила Михайловна, в след за ней, выпускница Хабаровской школы, естественно получив педагогическое образование – Михеева Тамара Викторовна, далее Жукова Лидия Михайловна, Тихонова Надежда Михайловна.
1980 год
25 мая
Стоят: Тихонова Н.М., Пучкова И.Н., Михеева Т.В., Жукова Л.М., Крылова Н.А.
В начале 80-х в школу стали возвращаться уже свои выпускники: Энзельдт Татьяна Валентиновна, Кириллова Н. А. , Фомичева И. А. , Макарова С. Н. , Федорова Л. Н . Педагоги и воспитатели дошкольной группы, которая была открыта впервые в районе на базе школы в 1999 году, младший обслуживающий персонал – все наши выпускники».
Сидят: Соколова Г.Д., Энзельдт Т.В., Лапшина Н. В.., Пучков В.М.,Пучкова И.Н., Фомичёва И.А., Блинова В.Н., Кочерина И.В.
Стоят: Тихонов П.М., Макарова С.Н., Михеева М.В., Жукова Л.М., Фёдорова Л.Н., Политикова М.Ш., …, Кириллова Н.А., Галкина В.В., Тихонова Н.М., …
Живую историю школы представляет Мазехина Лидия Александровна. Выпускница школы № 2 города Данилова пришла работать в сельскую библиотеку. Заочно закончила Ярославский педагогический институт и стала работать учителем в Макаровской школе. Наполняемость классов была большой, по 40 и более человек.
Во время войны Лидия Александровна была мобилизована на работу на промкомбинат города Данилова, который шил обмундирование для солдат.
В 1943 году вышел Указ Верховного правительства СССР о том, чтобы всех учителей вернуть на работу в школы.
1972 год. Сидят слева-направо: Смирнов П.П., ………., Колобова , Мезёхина Л.А., Смирнова П.Л., Дундина О.Г., ………, стоят: Илларионов , Лебедева
Из воспоминаний Мазехиной Л.А. « Во время войны станцию Макарово часто бомбили и ученики вместе с учителями спасались в поле. Школа отапливалась дровами. Их заготавливали ученики с преподавателями и привозили на лошадях. Летом дети работали в колхозе, который носил имя « 13 лет Октября». Младшие школьники собирали колоски, старшие копали картофель и теребили лен.
Деревни Шапкино и Вологдино объединились в колхоз «1 Мая», деревни Княщина и Юрино – колхоз «Заря». Колхозы были сильные и первые годы войны люди жили за счет запасов предыдущих лет. А в конце войны начался голод. Выживали на лебеде, крапиве да добытой при вспашке прошлогодней картошке.
Директором школы в военное время был Мазехин Александр Александрович. После война в деревни Макарово не вернулись 23 мужчины. В честь погибших школьники заложили березовую аллею в 23 деревца. В год 50-летия Победы, в 1995 году в центре этой аллеи был открыт памятник воинам-землякам».
Без малого 50 лет отдала Лидия Александровна школе. Она была первой выпускницей еще начальной школы.
Вместе с Мазехиной Л.А. в школе работала вторая учительница начальных классов Блинова Валентина Николаевна.
Из статьи районной газеты «Северянка» сентябрь 1996 года:
«50 лет Валентина Николаевна Блинова выпускала в школьную жизнь маленьких несмышленышей. Чаще всего дети приходили из дальних деревень, слабыми неумехами. Многие не посещали детского сада. Всех она обогреет, обласкает, поможет адаптироваться в новом детском коллективе.
Валентина Николаевна- человек творческий, но признавая достижения современной педагогической мысли, на первое место дисциплину. Строгость в пределах разума – фундамент знаний. «Я очень люблю детей. Они – моя отдушина. Как у них горят глазенки! Они же все такие почемучки! Дети дают много энергии», – говорит учительница.
«Если ребенок попадает в руки Валентины Николаевны, гарантия, что грамотой он овладеет», – считали педагоги.
Валентина Николаевна окончила Даниловское педагогическое училище в 1946 году. Ее учителями были Шаховский, Добрякова, Покровский-цвет городской интеллигенции. После окончания училища была возможность остаться в городской школе, но она выбрала Слободскую начальную. Там у нее учились работать многие молодые педагоги. С некоторыми из них она продолжала работать в Макаровской школе. О том, насколько теплые у них отношения, можно судить по отзывам о ней коллег. «Всю себя без остатка, она отдает делу. Начало нового учебного года – счастье для нее. У Валентины Николаевны очень интересные уроки. Каждый из них может быть открытым. Валентина Николаевна – человек очень беспокойный. Это добросовестный, порядочный, отзывчивый человек и милая, обаятельная женщина».
У Блиновой В.Н. в трудовой книжке всего две записи: назначена учителем Слободской начальной школы и переведена учителем в Макаровскую среднюю школу.
Учитель начальных классов Лапшина Нина Васильевна с учениками
После Смирновой П.Л. директором школы работали:
1973-74 годы- Дундина Ольга Георгиевна,
1974-77 годы –Сухов Евгений Иванович,
1977-80 годы- Козолетов Евгений Иванович.
Учителя и ученики школы с директором Суховым Е.И. (в центре)
С 1980 года школу возглавил Пучков В.М.
Он был переведен из Хабаровской восьмилетней школы, где после окончания ЯГПИ работал учителем физики и математики. Завучем по учебно – воспитательной работе была Чистякова Л.М, через год ее сменила Михеева Т.В., проработавшая на этой должности до 2011 года. Завучем по воспитательной работе была Крылова Н.А., она же являлась секретарем школьной партийной организации.
В своей работе школа руководствовалась решениями съездов КПСС, документами Министерства просвещения СССР, областного и районных отделов народного образования.
На 25-м съезде КПСС четко были определены задачи совершенствования народного образования: « Развивать и совершенствовать всеобщее среднее образование. Повысить уровень учебно-воспитательной работы в средней школе. Улучшить качество подготовки и переподготовки учительских кадров» (1976 год).
Выполнению этих задач способствовал закон о всеобуче. При этом уделялось большое внимание сохранению контингента учащихся до 10 класса. Школа к тому времени имела уже статус средней.
Верховный Совет СССР в статье 83 Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденным им 15 июля 1970 года, записал, что рабочим и служащим, не имеющим среднего образования необходимо создавать условия для совмещения работы и учебы по месту жительства. По району при восьмилетних и средних школах создаются консультпункты, где в вечернее время все желающие смогут продолжить свое обучение. Такой консультпункт был создан и при Макаровской школе, где обучались около 20 человек.
В начале 80-х годов усилия директора школы были направлены на укрепление учебно-материальной базы школы. Очень плохо было с обеспечением учителей жильем. Школа имела только три жилых дома на 7 квартир. В период с 1981 по 1987 год были построены 5 отдельных жилых домов для учителей, здание старого интерната отремонтировано и переоборудовано под 3 квартиры. Заменены были все теплосети, подведен водопровод и тепловые коммуникации к жилым вновь построенным домам, капитально отремонтированы крыша и полы. В 1994 году была закрыта Слободская начальная школа, а учащиеся переведены в Макаровскую. Для подвоза детей из поселка Рощино, Слобода, Салово, Мошково, Раи, Ртищево, Пасхалино для школы специально был выделен автобус, находящийся в распоряжении Слободского сельского Совета.
В 1974 году был построен пришкольный интернат на 80 мест, в котором проживали учащиеся их удаленных деревень микрорайона Даниловского и Первомайского районов. Учащиеся посещали школу из 23 населенных пунктов. В настоящее время их осталось только 7. Интернат был закрыт в 1997 году.
В 1988 году школа начала переход на новый учебный план ( переход с системы 1-3 на 1-4). В свободных помещения пришкольного интерната были оборудованы классы для шестилеток. Для них был разработан режим дня. Уроки проводились по 30 минут. Начинала работать с шестилетками молодая учительница Лебедева И.В. В дальнейшем эта работа была поручена опытным педагогам Блиновой В.Н. и Ивановой В.Д.
Так как отдаленные населенные пункты после распада СССР перестали существовать. Молодежь стала уезжать.
Для того, чтобы сохранить контингент учащихся школы, задержать молодые семьи на селе, было принято решение об открытии при школе дошкольных групп, а по сути детского сада.. Освободившееся помещение интерната было переоборудовано, отремонтировано силами школы. На 1 сентября 1999 года была открыта первая группа дошкольников. Руководила этой группой опытный воспитатель, назначенная в последствие на должность заместителя директора по дошкольному воспитанию Кочерина Ирина Викторовна.
Через год была открыта еще одна группа, а потом еще группа круглосуточного пребывания, которая просуществовала до 2004 года. В настоящее время садик насчитывает 30 воспитанников двух разновозрастных групп. Воспитателями работают бывшие выпускники школы: Семенова Ирина Юрьевна, Зенкович Татьяна Федоровна, Антипина Ирина Александровна.
Школа – понятие емкое, это не просто помещение. Школа – это прежде всего коллектив единомышленников, это конкретные люди: учителя, ученики, воспитатели, работники младшего технического персонала, которые обеспечивают тепло и уют.
Одной их особенностей учительского коллектива Макаровской школы является его стабильность, нет текучести кадров. Большая заслуга в этом принадлежит директору школы Пучкову В.М. Его главной чертой является позитивное отношение к людям.
Учебная работа проводилась по единым государственным программам
(по каждому предмету). Министерством просвещения были разработаны нормативные документы по учебной и воспитательной работе. Кроме того, учителя могли ознакомиться с опытом работы лучших педагогов, воспитателей из периодической печати. Школа выписывала журналы «Советская педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников». Газеты: «Правда», «Учительская газеты», «Пионерская правда», «Комсомольская правда», районную и областную газеты. Кроме того каждый учитель выписывал свой предметный журнал
Много лет проработала заместителем директора по учебно-воспитательной работе Михеева Т.В.
Вот, что она вспоминает: «Педколлектив нашей школы отличается высоким профессионализмом, умением четко организовать учебную деятельность учащихся, выделить главные проблемы в обучении и воспитании, наметить пути их решения, при этом сохранить лучшие традиции школы. Если сложить педагогический стаж всех учителей, то получится цифра 500. Заслуженным уважением и авторитетом среди учащихся, родителей и коллег пользуются активно работающие ветераны труда: Чистякова Л.М.(химия), Михеева Т.В. и Тихонова Н.М.(русский язык и литература), Жукова Л.М.(биология), Пучкова И.Н.(математика и музыка), Пучков В.М.(физика). Наряду с опытными ветеранами плодотворно трудятся молодежь, многие после окончания педагогических учебных заведений пришли работать в родную школу: Энзельдт Т.В.(литература и ИЗО), Фомичева И.А. (история) Кириллова Н.А (иностранный язык), Макарова С.Н.(начальные классы), Федорова Л.Н.(математика, информатика) и другие.
Учителя школы успешно осваивали новые методики,- продолжает Тамара Викторовна. Так в начальных классах использовали игровую форму занятий, где игра выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Интересен опыт Федоровой Л.Н. по дифференциации обучения на уроках математики.
В своей работе с учащимися учителя использовали нетрадиционные формы: уроки-зачеты (Михеева Т.В.), уроки- исследования, уроки- лекции (Пучкова И.Н.), уроки- семинары ( Жукова Л.М., Фомичева И.А.), уроки КВН, викторины, концерты (Тихонова Н.М.).
В школе были введены развивающие курсы: экология -9 класс, экономика-10 и11 класс, этическая грамматика 2-4 класс, Даниловский край 5-8 класс, профессиональное самоопределение 9-11 класс, русская душа-9класс, география Ярославской области -6 класс и другие.
Школа решает еще одну проблему – воспитание качеств рачительного хозяина, приобщение к истокам русской культуры и ремесел. Решению этой проблемы помогает программа «Русские ремесла» 5-9 класс. В рамках этой программы идет обучение таким ремеслам: «Резьба и роспись по дереву», «Вязание», « Вышивка», «Мягкая игрушка».
Внеучебная, кружковая работа дает возможность детям опробовать себя в различных видах деятельности: трудовой, физкультурно- оздоровительной, художественно- эстетической, В школе работали 7 кружков, где ребята могли заниматься согласно своим интересам. Всего в кружках занимались 152 ученика.
Чтобы умело и грамотно использовать в своей работе методические новинки педагогический коллектив должен постоянно учиться, заниматься самообразованием. Учителя школа активно работали в районных методические секциях при РМК, регулярно проходили курсы повышения квалификации при областном институте усовершенствования в городе Ярославле.
По итогам аттестации звание «Учитель – методист» было присвоено Михеевой Т.В., « Старший учитель»- Жукова Л.М и Чистякова Л.М., Михеева Т.В. руководили районными методическими объединениями учителей.
Чистякова Людмила Михайловна
И сейчас уровень профессиональной подготовки позволяет учителям школы успешно усваивать различные современные методики. Более трети педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Многие из них (Михеева Т.В, Жукова Л.М, Пучков В.М, Пучкова И.Н.) являются экспертами областного Центра оценки и контроля качества образования.»
Из статьи в районной газете «Знамя труда» в 1990 году: «Прекрасный учитель-счастье для детей, талантливый человек- находка для школы. А когда эти качества соединены в одном лице, шкала творческих возможностей педколлектива заметно повышается.
Ирина Николаевна Пучкова – как раз такое счастливое сочетание. Уроки математики она ведет так одухотворенно и интересно, как можно вести только уроки литературы и знания в головы ребят умеет положить прочно и надежно. Кроме математики она ведет еще уроки музыки, аккомпанируя на пианино. Кабинет музыки создала на заглядение. В Макаровской школе впервые в районе начали проводить интерактивные уроки. Это когда несколько педагогов – историк, литератор, музыкант проводят уроки по теме культура той или иной страны, той или иной исторической эпохи.
Педсоветы по психологии, содружество классов разных возрастных уровней – все эти новинки педагогической мысли опробуются в педагогическом коллективе школы».
О профессиональном уровне учителей, трудолюбии и мастерстве говорят и награды. В далекие послевоенные годы учителя Макаровской школы были отмечены государственными наградами. Так, медалью «За трудовую доблесть» были награждены: учитель и директор Макаровской семилетгней школы Романова Надежда Георгиевна и учительница этой же школы Троицкая Наталья Николаевна.
В советский период отраслевыми наградами отмечены: знаком «Почетный работник общего среднего образования» Чистякова Л.М, Пучков В.М, Пучкова И.Н, Михеева Т.В., грамотами Министерства просвещения РФ-
Из воспоминаний учителя биологии Жуковой Лидии Михайловны « В августе 1973 года после окончания института, я была направлена на работу в Макаровскую среднюю школу Даниловского района, в которой проработала 41 год.
Встретила меня директор школы Смирнова П.Л., познакомила со школой. С первых дней работы меня окружали мудрые педагоги, которые помогали во всем: Дундина Ольга Георгиевна (завуч), чета Суховых-Евгений Иванович(физик) и Валентина Ивановна (иностранный язык), Смирнов Павел Павлович (физкультура), Михеева Тамара Викторовна (русский язык и литература).
Коллектив учителей был дружный, творческий, сплоченный. В этом огромная заслуга директора школы Смирновой П.Л. Она первая приходила в школу и последняя уходила, никогда не позволяла себе повысит голос на учителя, ученика, работника школы. Замечания всегда делала тактично.
Мне молодому специалисту дали 8 класс. Вела уроки биологии, заведовала пришкольным участком, на котором выращивали овощи для школьной столовой, проводила опытническую работу. Большая площадь была занята садом. Выращивали столько овощей, что излишки продавали населению. На участке проводили уроки биологии, труда и занятия кружка юннатов. Все лето ученик вместе со мной по графику работали на участке. Ребята умели делать все: капать, рыхлить, ухаживать за растениями. Дети не были белоручками.
Со своим классом организовывала походы по родному краю, с весны до осени на школьном стадионе играли в волейбол, футбол. Участвовали в школьной художественной самодеятельности. Мои воспитанники активные ребята. Они старались успевать во всем: конкурсах, олимпиадах, слетах, спортивных соревнованиях.
Очень весело проходила школьная военно- спортивная игра «Зарница».
Начало 80-х годов ознаменовано усилиями педагогического коллектива по профориентации школьников на сельскохозяйственные профессии, закреплению молодежи на селе. Для этой цели в школе была создана учебная база для производственного обучения по программе «Трактор и сельскохозяйственные машины». Был оборудован кабинет машиноведения. Большую помощь в его оформлении оказали Соболев Б. Е и его сын Соболев Ю.Б. Подшефным хозяйством в эти годы был совхоз «Даниловский». При содействии директора Калетина Н.П., парторга совхоза Зайцевой А.П. школе была безвозмездно передана техника: два гусеничных трактора ДТ-75, два колесных Т-40А, зерноуборочный комбайн, 5-и корпусный плуг и другая навесная техника. Выпускники 10 класса, пройдя курс производственного обучения, получали права «тракториста – машиниста», девушки «мастера машинного доения».
Зайцева А.П., парторг совхоза на встрече со школьниками.
Многократно юноши 9-10 классов принимали участие в районных конкурсах «юный пахарь» и занимали призовые места.
Обучение по данной профессии в течение двух лет проходили на базе школы юноши школ города (№ 1 и 2).
Большой вклад в развитие этого направления внесли мастера производственного обучения Тихонов П.М. и Бороздин Н.А.
В течение трех лет с 1984-86 годы на базе совхоза «Даниловский» были сформированы молодежные животноводческие отряды, трудившиеся на животноводческом комплексе крупного рогатого скота в деревне Слобода.
Ежегодно школьники оказывали помощь совхозу в уборке урожая.
Заместителем директора по воспитательной работе в 90-е годы работала Крылова Н.А, затем Пучкова И.Н. В штатном воспитании школы была должность стершей пионервожатой. На эту должность была назначена выпускница школы Энзельдт Т.В.
Воспитательная работы со школьниками проводилась по направлениям: идейно-политическое, нравственное, трудовое и профориентация, физическое, эстетическое, военно-патриотическое и др. Работа проводилась через детские общественные организации (пионерскую и комсомольскую) и классных руководителей.
В день присвоения Всесоюзной пионерской организации имени Ленина
(1924 год) был дан старт нового этапа Всесоюзного Марша « Пионеры всей страны делу Ленина верны». Марш был посвящен 110-й годовщине со дня рождения вождя. Активизировалась работа по маршрутам: «В страну знаний», « Моя Родина- СССР», «Пионерстрой», «Тимуровец», «Мир и солидарность», «Звездочка», «Сильные, смелые, ловкие и др. Пионеры дружины активно участвуют во Всесоюзных акциях: «Баму – пионерские поезда»- сбор металлолома, «Зеленый наряд Отчизне»- сажали деревья и кустарники, разбивали клумбы. Традиционными мероприятиями в школе были: День Знаний, последний звонок, вечер встречи с выпускниками, последний звонок и другие.
Вспоминает Энзельдт Татьяна Валентиновна старшая пионервожатая школы: « Я пришла учиться в первый класс Макаровской школы в 1969 году. В то время учеников было много и школа работала в две смены. В первом и втором классах я училась во вторую смену, а в третьем классе мы учились в здании старого интерната. С четвертого класса я училась в здании школы. К нам в школу приходили учиться дети, окончившие три класса Слободской начальной школы, они шли в параллельный класс. В школе я всегда была лидером, классы были большие, и учиться и чем-то заниматься в школе было интересно. Помню туристические слеты в Киндереве, наши многодневные походы с учителем физкультуры Павлом Павловичем. А какие стенгазеты мы делали! Однажды в 10 классе мы сделали стенгазету длиной в
В 1980 году я пришла работать в свою родную школу и работаю по настоящее время. 12 лет проработала в должности старшей пионервожатой – с 1980 по 1994 год.( Два года бал перерыв по болезни). Больше всего из моих «вожатских» лет запомнилась поездка в Москву на Всесоюзный слет вожатых. Жили мы в Химках, там был построен стадион и жилые корпуса к Олимпиаде-80. Сюда съехались представители из всех 15 союзных республик. Это было грандиозное событие. Где еще в жизни можно встретить людей стольких национальностей! У нас там были дни, посвященные культурам разных народов. Насмотрелись и наслушались разных песен, танцев, обычаев, С нами общались руководители ЦК ВЛКСМ. Понравилась встреча с Федуловой, секретарем ЦК комсомола. В течение 10 дней мы работали, отдыхали, соревновались, учились, общались. Было много разных экскурсий, запомнилась экскурсия в Мовзолей- было специально для нас оцеплена Красная Площадь. Интересными и полезными были наши ежегодные семинары в Сахареже. Мы приезжали оттуда заряженными на работу и дела.
В школе традиционными были пионерские сборы, заседания совета дружины. Я старалась сделать эти дела для ребят интересными, необычными. У меня был работоспособный совет дружины, на котором мы планировали наши мероприятия. Был у нас ритуальный «орлятский» круг. Запомнились придуманными нами «Дни чести, вежливости, бережливости». В эти дни все члены совета дружины приходили в парадной форме и вставали на свои «посты», отдавали салютом честь, а в столовой в этот день собирали и взвешивали остатки хлеба. Таким образом мы старались приучить ребят быть бережливыми и вежливыми по отношению друг к другу и учителям. У нас была группа барабанщиков и горнистов, все сборы проходили в торжественной обстановке. Также дружины участвовала во всех акциях- сборе металлолома, макулатуры, в сборе лекарственного сырья.
Пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Михаила Куприяновича Чупилко. Это имя нам было присвоено в 1975 году к 30-летию Победы. Это наш земляк, он ушел на войну из Макарова и погиб в 1944 году. В Макарове жили его родители и сестра. Пионерская дружина долгое время переписывалась с его братом, который жил в Ялте».
.
Военно-патриотическое направление курировал вновь назначенный военрук Милославов Ю.В.- опытный педагог, учитель истории и начальной военной подготовки, в прошлом офицер Советской Армии. В дальнейшем его сменил Заряжко Б.П. В программах «Ориентир» и Всесоюзном марше пионерских отрядов «Всегда готов!» большое внимание было уделено военно-патриотическому воспитанию. В старших классах были введены уроки начальной военной подготовки, оформлен кабинет военного дела, оружейная комната (тир).
Особенно эта работы оживилась к 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, когда в районе развернулась работа по созданию краеведческого музея. В начале работа проводилась под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто». Были созданы отряды «красных следопытов», которые под руководством учителей совершали походы по родному краю, встречались с ветеранами, записывали их воспоминания, собирали реликвии.
Участники войны приглашались в школу на встречи с ребятами, где делились своими воспоминаниями. В школе накапливались экспонаты и было решено создать свою краеведческую комнату.
Ежегодно на районной краеведческой конференции школьников, которая проводилась в районном Доме культуры, краеведы рассказывали о своей поисковой работе. Лучшие краеведческие находки передавали для районного краеведческого музея.
9 мая в день Победы вся школа проводила торжественное мероприятие. К этому дню малыши готовили смотр строя под речевку, а старшеклассники смотр строя и песни.
Учитель физкультуры и военрук к этим смотрам готовили ребят совместно. А зимой в программе спартакиады юноши и девушки готовились к соревнованиям по стрельбе из пневматической винтовки.
Одним из главных направлений в краеведческой работе педколлектив выбрал нравственное воспитание, основанное на народных традициях.
Классная комната стала деревенской горницей, с железной кроватью, покрытой кружевным, ручной работы покрывалом, с часами-ходиками на стене. На полках разместились березовые туески, громкое ботало, ступа, тульские самовары. На полу домотканые половики. В комнате проводились посиделки в русской традиции, краеведы вместе с руководителем Энзельдт ТВ, встречали масленицу. В школе работал ансамбль русских народных инструментов. Взрослые посетители комнаты говорят, что здесь на них пахнуло детством, родной избой. А дети готовы каждую свободную минуту прибежать сюда и потрогать руками все эти диковинные вещи.
Летом в школе организовывал работу лагерь с дневным пребыванием детей (площадка). Рассказывает Татьяна Валентиновна (1995 год)». Мы старались, чтобы на площадку попали все дети им малообеспеченных семей. Питание было хорошее. Родители вносят плату только за просмотр кинофильмов. Мы со вторым воспитателем Галиной Дмитриевной Соколовой пытались сделать их жизнь интересной. Они у нас поскакали на «воробьиной» дискотеке, почувствовали себя детективами в игре «сыщики». На следующий деть дети стали кладоискателями и искали по знакам тщательно упрятанный нами клад. Впереди нас ожидал конкурс «Дюймовочка». В жюри одни мальчики. Они должны присвоить девочкам имена: длинноволосой –Варвара краса, умной- Елена Премудрая. Если бы вы видели с каким азартом они играют!».
Физическое воспитание школьников является одним из направлений учебно-воспитательной работы, которая направлена на укрепление здоровья и физического развития школьников. В школе были созданы отличные условия для проведения занятий по физкультуре: отличный типовой спортивный зал с набором необходимых для выполнения учебных программ оборудованием и инвентарем, спортивная площадка.
Уроки физкультуры долгое время вел Смирнов П.П. Педагог-профессионал, со спортивной выправкой, требовательный к себе и ученикам и в тоже время доброжелательный человек. В начале учебного года Павел Павлович планировал свою работу. В плане предусматривалась как учебная, так и внеклассная спортивно-массовая работа (работа спортивных секций, общешкольные соревнования, участие в районных).
В 80-х года был введен Всесоюзный спортивный комплекс ГТО и вся спортивная работа в школе была направлена на подготовку к выполнение нормативов этого комплекса. Приемка норм шла на школьных спортивных мероприятиях. Школьные команды юных спортсменов участвовали во всех районных соревнованиях: осеннем кроссе, многоборье комплекса ГТО, пионерскому четырехборью, соревнованиях по легкой атлетике и других.
В конце учебного года в школе проводился слет юных туристов.
Сборная команда школы принимала участие в районном слете в деревне Киндерево.
За годы существования школы из ее стен вышло около 2000 учащихся с основным общим и со средним полным образованием. Среди них есть замечательные специалисты своего дела: учителя, инженеры, военные, работники сферы услуг и другие.
Особую гордость учителей и родителей составляют выпускники- медалисты. Золотые медали получили:
Ситнов Сергей (2001год), Черепанова Ирина (2002 год)
Серебряные медалисты: Кириллова Ольга (2002 год), Позднякова Ольга и Ситнова Екатерина (2005 год).
Эти ребята полностью оправдали доверие и надежды учителей, и каждый их них нашел достойное место в жизни.
Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Учителя Макаровской школы подтверждают это не только в работе, но и в свободное время. Они проводят большую общественную работу, являлись агитаторами, политинформаторами, выступали с лекциями для населения, избирались депутатами Слободского сельского Совета. Активно участвовали в районных мероприятиях.
И пример в этом показывает директор школы. Владимир Михайлович любит хорошие стихи, играет на гитаре, поет. Но его главным хобби является техническое творчество. Свой мини-трактор с набором прицепных приспособлений он представлял на областной выставке технического творчества, где был отмечен дипломом и ценным подарком. В арсенале у Владимира Михайловича самодельная снегоходная техника оригинальной конструкции, снегоочиститель, а рыбацкую лодку он оборудовал необычным мотором.
Учителя-женщины домовитые хозяйки и рукодельницы. Работы по вязанию, вышивке, бисероплетению макаровских мастериц неоднократно выставлялись на школьных и районных выставках народного творчества. В районной выставке «Мастер земли Ярославской» приняли участие Макарова С.Н, Федорова Л.Н, Кириллова Н.А.
Вот такие замечательные люди живут и работают в Макаровской средней школе Даниловского района.
Материал подготовили:
Пучков В.М, Михеева Т.В, Жукова Л.М
Энзельдт Т.В. (2015 год).